189
Достопримечательности Румынии: 189
189Из-за двусмысленной, неясной трактовки слова церковь в тексте совершенно непонятно, отношение к чему в нем измеряется: к какой-то отдельной конгрегации, к вероисповеданию, к какой-то религии или к религии в общем смысле. Есть и другие трудности. Рассмотрим п. 39: «Мне кажется абсурдным, чтобы мыслящий человек интересовался церковью». Это утверждение, которое определяет только один аспект стремления, касающегося церкви. Если рассматривать церковь как средство эмоционального подъема или как центр общественной деятельности, а не как форму мышления, то сохранение церкви могло бы показаться индивиду весьма желательным результатом. Религиозный человек, возможно, будет отрицать это утверждение, так как он считает, что церковь не мешает его мышлению и делает его религиозно возвышенным. С другой стороны, социолог, являющийвя яростным атеистом, возможно, согласится с данным утверждением, потому что для него церковь — это скорее общественное, чем религиозное учреждение, ибо, по его мнению, мыслящий человек, который всесторонне понимает культуру, не может игнорировать церковь. Может быть, «интересоваться» употреблено здесь в значении «участвовать в ...»? Многие пункты теста, по-видимому, не предназначены для того, чтобы получить одно и то же выражение убеждения в стремлении от различных людей. Например, рассмотрим п. 34: «Я полагаю, что посещение церкви является хорошим показателем морали нации». Если человек считает, что нация аморальна и посещаемость церкви низкая, то он вполне согласится с Турстоном. Однако и человек, который считает, что церковь аморальна и мораль нации низка, также согласится с этим пунктом. Ясно, что отношение таких двух людей не было бы одинаковым. Следует заметить, что в словесном тесте отношения выясняется не то, что человек хочет, а только то, что он говорит/по поводу своих желаний. Это не обязательно одно и то же. Следовательно, если только словесный тест отношения не подтвержден экспериментальным наблюдением соответствующего поведения, его/основное предположение об эквивалентности того, что человек чувствует, и того, что он говорит о своих чувствах, не оправдано. Наконец, отнюдь не очевидно, даже если согласиться с идентичностью высказываний о чувствах и самих чувств, что ответы на эти вопросы позволяют прийти к заключению о стремлениях опрашиваемого. При отборе вопросов не было использовано никакого явного критерия существенности; единственное, что требовалось — это согласие между независимыми судьями, которым не было дано никакого критерия для вынесения суждений.
вернуться к списку
|